Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать?

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics– это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-х годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разработал балансировочную доску и придумал серию упражнений на ней.

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания нейропсихолога, одновременно пытаясь удержать равновесие. Уровень сложности упражнений направлен на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с нейропсихологом небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д.

Мозжечковая стимуляция в детском центре «Садко».

Курс дополняется вестибулярными упражнениями на фитболе и т.д. Нейропсихолог следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти.

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции?

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • Гиперактивностью
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции?

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)

Мозжечковая стимуляция входит в нейропсихологические коррекционные занятия (нейропсихологическое коррекционное занятие длительностью 60 мин.) нашего детского центра «Садко» в г.Королев.