Давайте играть!

…Жадина говядина, солёный огурец…
…Божия коровка, полети на небо…
…Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись…

Уникален мир Детства, которое мы, к сожалению, забываем, став взрослыми. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как ни приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

«Игра — это активность, характеризующаяся свободой, отвлеченностью от первичных потребностей, напряжением, удовольствием, упорядоченностью, цикличностью, изолированностью в месте и во времени, наделенная развивающим и коммуникативным смыслом», — писал нидерландский философ Йохан Хейзинга. Игра, как известно, категория абсолютная, вечная. А игры — понятие зыбкое, меняющее со временем свое содержание, свои формы. У каждого века, каждой эпохи, у любого конкретного поколения — свои любимые игры. И за всем этим, на первый взгляд, хаотичная жизнь ребят с её атрибутами: радостным воплем победы, горькими криками потери или поражения, счастливым экстазом счета очков. Нет! это не хаос — это и есть сбалансированная основа счастливого детства. Каждый кусочек жизни, прожитый в детстве, значителен и неповторим. Какое наслаждение смотреть, как играют дети. Не теряя ни одной драгоценной минутки, они действуют, двигаются, переживают. Язык их общения краток, они понимают друг друга с полуслова, как будто даже мыслят сообща. Без игры невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишенные игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. Ребенок неиграющий — это сигнал тревоги, сигнал неблагополучия. Надо ли доказывать воспитательную ценность детских игр? Наше мнение однозначно — надо, ибо взгляд на игру как нечто несерьезное прочен в сознании многих взрослых. Попробуем выделить лишь некоторые важные воспитательные назначения игры.

РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, создаётся необходимый в общении эмоциональный запас — уважительность к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Каждому ребенку радостно уметь и мочь. Этому азартно учит игра, награждая ощущениями собственного могущества. Игра рождает потребность общения, значит, совмещает с другими детьми. Совместимость детей в играх — это не просто терпимое отношение друг к другу. Она основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулировании конфликтов. Установка на выигрыш в игре — это установка на то, что ребенок вынужден совершать такие действия, которые ему могут быть не выгодными, могут быть и не очень приятными, но выгодными для всей команды, для коллектива играющих. А выигрыш всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а, значит, и дружба, кроме того, такие ее слагаемые как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и так далее. Уже поэтому родителям и учителям необходимо часто играть с детьми в их игры или в предложенные взрослыми. Игра — лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие, даже если игра построена на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать — тоже задача общения.

РАЗВИВАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ

Играя, дети приобретают то, что справедливо можно назвать «универсальной вооруженностью к жизни». Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность — все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх — обогащение эмоциями. На всякой возрастной ступени детства закладываются качества, которые будут определять ребенка как личность во взрослой жизни. В дошкольном возрасте и в начальной школе важнейшее из них — воображение. Во время игры мобилизуются воля, внимание, чувства, азарт игры неподделен (например, футбол). Искренне огорчаются, негодуют, радуются, ликуют — все это на максимальном пределе сил. Не часто встретишь такое самозабвение в учении и в труде. Это свойственно детской игре, по выразительности и эмоциональной насыщенности она приближается к высокому искусству. Она претендует на равную с подлинным искусством роль в воздействии на человека, формировании личности ребенка. Игра сродни вдохновению.

ВОСПИТЫВАЕТ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Для воспитания потребности у ребенка принимать решения необходимы и неоценимы игры.

Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности — самому принимать решение.

Нет таких человеческих качеств, которые бы игра, ни воспитывала бы в детях. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируются те качества, что необходимы для выбора будущей деятельности. Детские игры развивают творческие и организаторские способности и задатки.

Игра представляет собой такую деятельность детей, которая привлекает их сама по себе. Игрой нельзя заставить заниматься. Мы можем заставить ребенка петь в хоре, но заставить его насильно играть невозможно. Игра, как деятельность, обязательно основывается на принципах удовольствия и добровольности. Дети играют потому, что им хочется, и все тут. Не надо каких-тоособенных данных, чтобы играть с детьми. Надо просто жить с ними в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями. Помните, когда ребенок особенно сильно рассердится на родителей, кричит: «Я не буду с тобой играть!» И это самая страшная «угроза» взрослым.

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!