Детский нейропсихолог, кто это?

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Детский нейропсихолог – это специалист, чья работа с ребенком и его психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью), поведением строится на знании особенностей и закономерностей развития нервной системы в детском возрасте.

В отличие от врача, детский нейропсихолог не лечит и не назначает лекарств. Он проводит диагностику и коррекционные занятия, и при необходимости помогает ребёнку совместно с медицинскими работниками (неврологом, массажистом, рефлексотерапевтом, фитотерапевтом), проводящими лечебные мероприятия по улучшению мозгового кровообращения, мышечного тонуса, общего состояния здоровья.

У родителей часто возникает вопрос, чем помощь детского нейропсихолога отличается от работы логопеда или психолога общей практики?

Предположим, родители жалуются на то, что ребёнок безграмотно пишет. Вид помощи будет зависеть от причин этого нарушения:

  • если ребёнок пишет с ошибками из-за того, что у него снижена мотивация к обучению, он испытывает стресс из-за конфликтов с одноклассниками или страх при изучении нового материала, ему нужен психолог;
  • если ребёнок неверно воспринимает звуки речи и неправильно их произносит, что и отражается на письме, ему нужна помощь логопеда.
  • если причина в неправильном зрительном восприятии или запоминании образа буквы, несформированности пространственных представлений или недоразвитии моторики, ему требуется нейропсихолог.

Детский нейропсихолог начинает свою работу с диагностики.

Это специальная процедура с использованием диагностических проб и методик, в ходе, которой выявляется связь между уровнем развития психических процессов и состоянием определенных участков мозга. По результатам диагностики составляется индивидуальная коррекционная программа, выстраиваемая таким образом, чтобы так называемые слабые звенья подтянулись за счет сильных звеньев.

Коррекционные занятия состоят из набора двигательных и когнитивных упражнений, подобранных исключительно исходя из особенностей развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция осуществляется по «методу замещающего онтогенеза» А.В. Семенович.

Построение программы занятий

Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Сначала занимаемся двигательной коррекцией, позволяющей наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

На занятии с детским нейропсихологом

На занятии с детским нейропсихологом

Начинаем из положения «лёжа». Глазодвигательные упражнения позволяют развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук. Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь. А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать….

Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно!) правую руку, в которой держит игрушку, на сигнал «Выдох» — рука опускается. Для усложнения присоединяем счёт. Счёт обозначает этажи: «Один – два» — это два этажа надо проехать. Так ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им.

Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом. Упражнение «брёвнышко»

Занятия с нейропсихологом. Упражнение «брёвнышко»

Далее переходим к ползанию, которое также учит ребёнка владеть своим телом. Если ребёнок научился контролировать своё тело, то можно с уверенностью сказать, что он сможет контролировать и своё поведение. Например, упражнение «Брёвнышко»: ребёнок ложится поперёк комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы они находились на уровне пояса. Это упражнение способствует развитию координации движений. Впоследствии его письмо будет более ровным, строчки не будут «плавать». Упражнения «Кошечка», «Гусеница» позволяют работать над переключением, распределением внимания.

Завершаем эту часть занятия упражнениями обязательно стоя. Так проходим путь от младенца до ребёнка. Особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Их не сформированность приводит к трудностям при обучении счёту, письму, рисованию, чтению. Система упражнений отражает формирование пространственных представлений в онтогенезе: от понимания схемы тела, через понимание положения своего тела в пространстве к «квазипространству». В этом блоке используются такие упражнения, например: «Весёлая зарядка», «Прищепки». Одна из любимых игр детей «Роботы». По сути это двигательный диктант в пространстве. Я прихожу в магазин и собираюсь купить Робота. Предварительно проверяю, как он работает: может ли правильно выполнять мои команды. Сколько радости в глазах детей, которые прошли испытания и верно выполнили все мои команды!

Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Особое внимание требуется коррекции свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Игра, вызывающая восторг и просьбы поиграть в неё ещё — «Матрёшкино», великолепно работает на развитие мышления, произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность.  У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что всегда есть выбор.

В детском центре-саде «Садко» мы открыли новое направление — нейропсихологическое сопровождение ребенка.

Дети, которые не ходят к нам в сад, также могут пройти нейропсихологическую диагностику и курс по коррекции. Нейропсихологическая диагностика и коррекция может проводиться с детьми в возрасте от 3 до 12 лет. Наибольший эффект достигается при раннем начале работы (до 10 лет), которая охватывает сенситивные периоды развития различных зон мозга. В дальнейшем пластичность мозга уменьшается, и положительные результаты занятий менее выражены.

Первый коррекционный курс состоит из 20–25 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю.

Параллельно с курсом коррекционных занятий многим детям показан курс массажа, контрастный душ, правильный режим питания, а также умеренные физические нагрузки.

Первые сдвиги после коррекционных занятий вы сможете увидеть примерно после 10 – 11 занятий. По необходимости коррекционный курс повторяется через пару месяцев. Количество курсов (в среднем от 1-го до 3-х) назначаются, исходя из результатов диагностики. Продолжительность занятия составляет от 40 до 80 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Программа разрабатывается и проводится индивидуально для каждого ребенка.