Как нейропсихолог может помочь ребенку?

Давайте начнем с того, что разберем список факторов риска, которые могут затормозить или исказить полноценное развитие.

  • Внутриутробные вредности, родовая травма, кесарево сечение, преждевременные роды, асфиксия, мышечный гипер- или гипотонус, кривошея, частые падения, травмы и вывихи. В семье у близких родственников: алкоголизм, диабет, эндокринные заболевания и т.п.
  • Ребенок по любой причине был ограничен в движении с первых дней жизни, не сосал грудь, мало ползал или не ползал совсем; ходил на цыпочках, поздно начал говорить. Он всегда чрезмерно возбужден и долго не может успокоиться или, напротив, излишне медлителен; плохо засыпает, еще в младенчестве перепутал «день-ночь».
  • Ребенок часто болел, особенно на первом году жизни. Его по жизни сопровождают ЛОР- и легочные заболевания, отиты, лечение антибиотиками; аллергии, дерматиты, проблемы ЖКТ, он быстро устает, истощается.
  • Ребенка надо несколько раз окликать; он часто переспрашивает и не всегда правильно понимает, что ему говорят, коверкает слова, говорит с «кашей во рту». С ним надо разговаривать медленно и короткими фразами. Не может усидеть на месте и сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил во время любых занятий; категорически отказывается рисовать и не удерживает ритм на занятиях физкультурой или танцами. Не может описать картинку, объяснить чего он хочет и т.п.
  • Самые любимые реакции ребенка: «Не люблю…не хочу…не буду…»
  • Маме ребенка известны слова: дисбактериоз, панкреатит, сколиоз, энурез, дефицит венозного оттока, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, аутизм, дизартрия, дисграфия, дислексия и т.п. Если мама знает эти слова, значит, что-то когда-то в поведении ребенка заставило ее обратиться к какой-то литературе.

В любом случае эти проблемы возникают не «вдруг!». Они зарождаются еще в недрах внутриутробного развития ребенка, продолжают выступать негативным фоном в младенчестве, искажая и тормозя целые блоки его познавательной и эмоциональной жизни.

Неблагоприятные нюансы раннего развития (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочевывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. Вот здесь и начинается подчас настоящая драма! Родители часто удивляются, почему ребенок, который (как им кажется!) все всегда прекрасно делал дома, вдруг оказывается совершенно беспомощным, переступив порог детского сада, развивающей группы или школы. Пока ребенок находится в домашних условиях, многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением. Дома можно плохо и невнятно разговаривать. Мама поймет с полувзгляда, а бабушка пожалеет и все сделает сама. Папа тоже, скорее всего, не станет долго раздумывать по поводу постоянных конфликтов ребенка на детской площадке, где «почему-то!» он постоянно рыдает из-за невозможности играть в мячик и со всеми дерется. Он просто отвлечет его или уведет подальше…

Причины могут быть разными, а реакция взрослых должна быть одна: планомерно с раннего детства заниматься с ребенком и не игнорировать проблемные зоны развития детей. Чтобы максимально сгладить острые углы и постараться помочь ребенку, имеет смысл прийти на занятия с нейропсихологом и делать упражнения, которые направлены на формирование различных  способностей ребенка: двигательных, речевых, пространственных, интеллектуальных и т.д. Эти упражнения объединены определенной логикой и образуют единую систему нейропсихологического развития – метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович. Структура занятий полностью повторяет основные этапы психологического развития ребенка. Если вырвать из контекста удобные упражнения или менять их порядок так, как хочется, — эффекта не будет. Или будет минимальным и краткосрочным.

Метод замещающего онтогенеза – фундаментальная нейропсихологическая технология преодоления негативных факторов развития ребенка и наращивание его способностей. С помощью специальных блоков упражнений мы как бы «замещаем», реконструируем те отрезки развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам. А затем «выстраиваем и запускаем» все необходимые линии развития. Наш мозг очень консервативен; он прекрасно знает, что и как надо делать, чтобы мы могли хорошо развиваться, обучаться и адаптироваться в постоянно меняющейся среде. Мозг «помнит все» в форме конкретных «файлов» поведения, которые раскрывают следующие файлы, потом следующие и так до бесконечности. Каждое упражнение метода замещающего онтогенеза и является таким активирующим «файлом».