Как подготовить ребенка к школе?

Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе одна из актуальных проблем в наше время. Это объясняется тем, что в школе   будущему первокласснику предъявляют  высокие  требования в связи с усложнением программы. Ребенок должен  иметь   навыки чтения, письма, устного счёта и т.д. Вот  родители, и стараются чуть ли не с пелёнок развивать мелкую моторику руки, обучать его счёту, чтению чтобы наше чадо училось хорошо в школе. Но! Исследованиями установлено, что наличие навыка чтения перед поступлением в школу не гарантирует успеха в обучении…

« До школы ребёнок должен не только научиться читать, но  и усвоить определенную систему знаний, умений и навыков, также у него должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь»- указывается в психолого-педагогической литературе.

 Как определить, готов ли ребёнок к школе? Когда и где « подготовить» ребёнка? Необходимо подчеркнуть, что речь идёт не о готовности к обучению вообще, а именно о готовности к обучению в школе  со всем комплексом её нагрузок.  Прилавки  книжных магазинов «ломятся» от разнообразия книжек, тестов и методик для определения готовности к школе. Но какие из них наиболее эффективные  и как по ним работать?  Об этой проблеме  родители, как правило,  начинают задумываться в последний год перед школой. В нашем саду все эти вопросы обращены к нам: воспитателям, педагогам, психологу, логопеду.  В своей  работе  мы берём за основу: программу «Школа 2000» и  Ломоносовская  школу.  В старшей группе дети с 5-7лет. Они  делятся на три ступени (подгруппы). Для  каждой ступени свои рабочие тетради по математике, по обучению грамоте, прописи. Занятия четыре раза в неделю по три 30-минутных «урока». Не забывая, что мы ещё  не в школе  все задания в любой тетради проигрываются. Мы хотим, чтобы дети занимались увлечённо и через игру и тогда наградой будут их горящие глаза и желание  «играть»  ещё и ещё. В ходе выполнения заданий дети учатся писать цифры  и буквы,  считать, решать примеры и задачи, ориентироваться в пространстве и во времени, сравнивать предметы по различным признакам; знакомятся с геометрическими фигурами; делят фигуры на равные и не равные части изменяют один или несколько признаков геометрических фигур (размер, форму, цвет).  Дети выполняют различные виды графических диктантов, в том числе и те которые сами придумали; срисовывают и дорисовывают предметы по точкам и клеточкам; составляют по картинкам рассказы и задачи. Находят  и исправляют ошибки в уже решенных примерах.

Все задания ребёнок делает  карандашом,   потому что  писать и рисовать им легко, всегда можно исправить, если сделал ошибку.  Учимся вместе с ними правильно сидеть за столом, держать карандаш ведь от этого зависит успешность формирования навыка письма.

Как правильно писать?

При письме и карандаш нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним — большой и средний удерживают карандаш, а указательный придерживает его сверху. Карандаш нужно держать свободно, не зажимая его слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Во время письма  рука опирается на загнутый внутрь мизинец. Эти правила не сложны для нас взрослых, но ребёнок должен  понимать и чётко всё это  представлять. А это возможно только   при постоянном внимании взрослого (родителя, воспитателя, педагога).

Один раз в неделю мы проводим занятие «Диагностика готовности ребёнка к школе». Часто, несмотря на хорошую подготовку, дети испытывают затруднения при выполнении заданий на собеседовании. Это объясняется тем, что ребенок сталкивается с непривычной для себя обстановкой. Вопросы и задания предлагаются на разные темы, а времени на размышление — мало. Выполнение заданий данного курса дает ребенку хорошую тренировку  перед «первым экзаменом», а педагогу возможность определить, какие задания вызывают у ребенка трудности, и оказать ему помощь.

Примерные вопросы к тестированию в первый класс:
Ориентировка в окружающем мире:
1. Как тебя зовут? (Ф.И.О.)
2. Назови членов своей семьи. (Ф.И.О. мама, папа)
3. У тебя есть брат или сестра? Кто старше? На сколько лет?
4. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь (тетя или дядя)?
5. Назови свой домашний адрес.
6. Сколько тебе лет? Дата рождения. Сколько будет через год, через два года?
7. Кем и где работают твои родители?
8. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие страны ты знаешь?
9. Какие города ты знаешь? Главный город нашей страны.
10. Какие достопримечательности города ты знаешь (театры, музеи…)?

11. В какое время года сеют озимые?

12. Назови 5 комнатных растений. Как ухаживать?

13. Назови геометрические тела.

14 . Как ты понимаешь выражение «повесить нос»?

15. Каких писателей и поэтов ты знаешь?

Всего 162 вопроса, по которым мы занимаемся за 2 года до школы.

Мы всегда держим «руку на пульсе» и нам интересно, что думают родители о подготовке в школу.

Семья П.: «Подготовка к школе» — умение выполнять определенные задания и упражнения в определенное время, работать в коллективе, умение вести себя на занятиях, ответственность за выполнение заданий».

Семья М.: «Изучение основ грамоты и счёта, понимание того, что представляет собой школа, урок».

Семья Ю. «Понимание, как общаться с коллективом, другими детьми, некоторые навыки дисциплины, обучения (внимательность, усидчивость). Базовые представления об образовании (какие бывают науки-математика, окружающий мир, языки). В общем, чтобы в школе потом было не трудно и страшно, а интересно».

Рекомендации родителям, которые хотят собственными силами подготовить ребёнка к школе:

  • К. В. Шевелев «Готовимся к школе» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет часть 1 и часть 2
  • К. В. Шевелев «Прописи по математике» рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет.
  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…» математика для детей 5-6 лет часть 1 и для детей 6-7 лет часть 2.
  • Л. Г. Петерсон, Е. Е.Кочемасова «Игралочка» математика для детей 4-5 лет часть 1 и часть 2.
  • Т. В. Сорокина «Занимаюсь математикой» для детей 6-7 лет часть 1 и часть 2.
  • Н. В. Володина «Пишу буквы» для одаренных детей 5-6 лет.

Желаем успехов в обучении и развитии!