Монтессори-класс

Воспитатель - Опалева Анна ВячеславовнаВ наш век новейших технологий и средств коммуникации, мы, современные родители, стараемся не отстать от ускорившегося ритма жизни. Касается это и вопросов воспитания. Молодые родители чуть ли не с пелёнок начинают развивать мелкую моторику у ребенка, обучают его счёту, азбуке, процессу чтения и навыкам работы на компьютере. Вместо старинного «бабушкиного» чтения книг на ночь ставятся диски с обучающими программами, радиоспектаклями, мультфильмы и т.д. А так ли важно для самого ребенка, а не для его мамы или папы, умение читать и считать в три-четыре года? Может быть доверительные разговоры, совместные ролевые игры, чтение книг вслух будут намного полезнее? Не обернётся ли катастрофическая нехватка времени у родителей на общение со своим ребенком упреком с его стороны на то, что его не ценят, мало любят или не воспринимают всерьез?

С другой стороны, мамы и бабушки зачастую стараются делать многое за самого ребёнка, не давая ему возможности для развития. Это касается практических навыков одевания-раздевания, складывания одежды, уборки игрушек, поведения за столом, даже правильного мытья рук. Безусловно, взрослый сделает это все быстрее и лучше, но будет ли это педагогически (и практически) правильно?

Работая воспитателем младшей группы в детском центре-саде «Садко» я сталкивалась с детьми, которые, зная цифры и буквы, прекрасно декламируя стихи, совершенно не умеют одеваться. Конечно, в саду мы постепенно научим детей самостоятельности, умению дружить и играть в коллективе. Однако поддержка родителей очень важна и многократно увеличивает эффективность работы воспитателей.

Закончив образовательный цикл, летом этого года в рамках эксперимента и при полной поддержке руководства сада, мы решили проводить занятия, включающие элементы Монтессори-педагогики, направленные на развитие практических навыков у детей.

Не ставя перед собой задачу сформировать классическую Монтессори-среду, мы хотели понять, насколько интересными, полезными и необходимыми будут эти занятия для наших детей (особенно младшего возраста).

Разработанная в начале XX века, эта система широко используется в европейских странах, очень популярна в Японии. Хотя в нашей стране она до сих пор не признана государством, но достаточно известна среди педагогов-практиков: существуют Ассоциации Монтессори-педагогов России и центры в крупных городах. Каковы же основные положения этой системы, разработанной более 100 лет назад Марией Монтессори?

  1. Уважай ребёнка (дети — это личности!).
  2. Никогда не говори плохо о ребёнке, ни при нём, ни без него.
  3. Помогай ребёнку только тогда, когда он сам попросит: «Помоги мне это сделать самому».
  4. Всегда прислушивайся и отвечай ребёнку, который к тебе обращается.
  5. Создавай условия для развития ребёнка.
  6. Будь для ребёнка примером для подражания.

В своем саду мы создали небольшой Монтессори-класс с несколькими зонами: сыпучей, водной, зоной мелкой моторики.

Работая с сыпучими материалами (манкой, пшеном, фасолью), дети получали не только практические навыки (как правильно держать ложку, аккуратно перекладывать или пересыпать зерно), но одновременно учились концентрации внимания, координации движений, развивали мелкую моторику. Чаще всего в этой зоне надолго оставались подвижные ребята, которые, работая с сыпучими материалами, таким образом снимали излишнее напряжение. Интересен был этот материал и для девочек с богатым воображением. Они, занимаясь с пшеном и маленькими фигурками, или рисуя картины пальчиками по манке, создавали целые истории, тихонько рассказывая их самим себе.

Водная зона была сделана на улице на веранде. Наиболее популярными оказались рыбалка, рисование по мыльной пенке красками и изучение свойств предметов («тонет — не тонет»). Не обошлось, конечно, без проливания воды, мокрой одежды и других неудобств. Но с каким интересом дети учились переливать воду с помощью разных воронок или взбивать венчиком пенку! Часто ли дома мамы позволяют ребятам помогать им на кухне? А ведь наши дети, разлив воду или просыпав крупу, сами исправляли свои ошибки («ошибка» — термин, принятый в Монтессори-педагогике).

Ребятам постарше (5-6 лет) понравились задания на выкалывание рисунка по контуру. Ребята часто выбирали «волшебные сундучки» с разными типами застёжек и интересными вещичками, сделанными из разных материалов.

Проведя занятия по системе М. Монтессори на протяжении всего лета, мы узнали много нового о наших детях. Так, один мальчик 3,5 лет, рассыпав манку на пол, объяснил свои действия тем, что он хочет всё это убрать. Взяв щётку и совок, ребёнок очень тщательно замёл крупу и выкинул в ведро. Другой ребёнок с большой усидчивостью занимался взбиванием пенки. Может быть, именно так вырастут мамины помощники?

С началом нового учебного года мы продолжим наши занятия в Монтессори-классе. Надеемся, эти навыки пригодятся ребятам в дальнейшем и будут не только интересны, но и полезны.