Наши достижения большие и маленькие
Каждый год весной в нашем саду проходят открытые занятия, на которые приходят родители.
На примере проведенного мной занятия для детей 4-5 лет попытаюсь объяснить, что же представляет собой открытое занятие.
Отличие наших открытых занятий в том, что его не репетируют заранее. На таком занятии мы показываем все, чему научились дети за год, какие получили знания и приобрели навыки.
Немного о структуре такого занятия. Начинается оно, как и в другие дни, с утреннего круга. Утренний круг содержит в себе несколько этапов:
1. Физкультминутка и пожелания на день:
«… Хорошего дня, доброго дня! Дружного дня!»
Такое начало настраивает детей на совместную работу, концентрирует их внимание и создаёт доброжелательную атмосферу.
2. Артикуляционная гимнастика.
Для детей 4-5 лет мы используем артикуляционную азбуку. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения, но и закрепляет знания о буквах и звуках.
«Х» — хлопушка может хлопнуть,
По щекам нам нужно шлёпнуть.
«Ц» — цветочек за окном.
Носом – вдох, а выдох – ртом.
Плюс к этому мы проговариваем скороговорки:
Плачет Клава у колодца:
Уронила вниз ведёрце.
Мы платочек Клаве дали
И ведёрочко достали.
Чистоговорки:
Да-та-та-нет кота.
Се-зе-зе-сено дам козе.
Проводим игру: «Похожие звуки»:
Л— самолет летит в облаках, Р-тигр рычит, Ц-кузнечик стрекочет в траве.
На открытом занятии мы включили в этот этап дополнительные задания по обучению грамоте, что бы показать родителям приобретенные умения: различать гласные — согласные буквы, определять звонкий — глухой звук, находить в какой части слова слышится заданный звук, составлять и читать слоги.
В обычные дни обучение грамоте проводится отдельным уроком, два раза в неделю. Работаем мы в тетрадках:
- Пятак С. В. Рабочая тетрадь для одаренных детей 4-5 лет «Узнаю звуки и буквы».
3. Пальчиковая гимнастика.
Всем известно, что развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Кроме того, ребенок научается понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Дети 4-5 лет очень любят проводить эту гимнастику самостоятельно, без подсказки педагога.
Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпустить руки.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения совпадали с ритмом.
Данные упражнения проводятся как в быстром, так и в медленном темпе.
4. Повторение времен года, месяцев, дней недели.
Ежедневно проговаривая, дети быстро запоминают названия месяцев, дней недели, различают рабочие дни и выходные.
Кроме этого, ребята знают, сколько месяцев в каждом времени года, их последовательность.
Какой месяц был до и после марта.
5. Заучивание стихотворений.
После проведения утреннего круга, он обычно длится 7-10 минут, мы переходим к окружающему миру. В этот раз мы отправились с ними в «музей народных промыслов и старинных вещей».
Подходя к каждому столику, где были расставлены экспонаты, мы рассматривали их, называли знакомые вещи, отвечали на вопросы. В таком же ключе проходят и обычные занятия по окружающему миру. Отличие лишь в том, что, больше слушаем новый материал по теме, рассматриваем картинки или просматриваем презентации на компьютере.
Побывав в музеи, мы увидели изделия мастеров (гжель, жостовские подносы, дымковские и филимоновские игрушки, золотая хохлома и т. д), и познакомились со старинными вещами, которые находились в домах; с русскими костюмами, которые носили в старину и хранили в сундуке. Русские костюмы, спрятанные в сундуке стали сюрпризным моментом для детей.
В открытое занятие было включено много математическим заданий, которые дети выполняли во время посещения музея.
Например, чтобы попасть в музей мы выстроились в очередь за билетами и рассчитались по порядку, показав знание порядкового счета. Также были задания на такие темы, как:
соответствие числа с количеством
ориентировка в пространстве
пара, и многие другие. Всему этому дети научились за год на занятиях по математике, работая 2 раза в неделю в тетрадках:
- Л.Г. Петерсон. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет;
- К.В. Шевелёв. Рабочая тетрадь «Занимательная математика для детей 4-5 лет»
- Е. В. Колесникова. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» для детей 4-5 лет
Кроме знаний по основным образовательным дисциплинам, мы показали родителям познания детей в области православной культуры. Основы православной культуры проводятся один раз в неделю, дети знакомятся с основными церковными праздниками, традициями, храмами, иконами.
На открытом занятии ребята назвали иконы, сказали, Кто на них изображен. Назвали главный христианский праздник — Воскресение Христово (Пасха) и спели тропарь этому празднику:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Открытое занятие длится больше обычного, в течение 45-60 минут.
Такие занятия нужны, как родителям, так и педагогам. Родители в течение всего года интересуются учебным процессом и тем, как занимается их ребенок, и мы всегда готовы их пригласить посмотреть наши занятия, но, как правило, все работают и собираются лишь к открытому занятию.
На открытом занятии ведется видеозапись, и те родители, которые не смогли прийти, могут просмотреть его дома и увидеть достижения своего ребенка.
Для педагогов открытое занятие является проверкой собственной работы, что усвоили дети, что надо доработать и т.д.
Все видеоматериалы просматриваются и обсуждаются на педагогических советах. Проговаривается, что получилось, что не получилось и почему. Планируется работа на следующий год.
Мананкова Анна Геннадьевна