«Разговорчивые пальчики»

Опалева Анна Вячеславовна«Ум на кончиках пальцев», «развитие мелкой моторики руки»… Эти выражения, конечно, слышали все родители. И согласны с тем, что активность ручек малышей напрямую связана с развитием их речи. Великий русский физиолог Илья Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи у детей и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Однако данные статистики говорят о том, что во всем мире наблюдается тенденция более позднего речевого развития у детей. Если раньше малыши начинали говорить к 2 годам, то в настоящее время растёт количество детей, говорящих ближе к 3 годам и позднее. С чем же это связано? Ведь сейчас в любом детском магазине представлен широкий ассортимент разнообразных развивающих игрушек, книг, дисков на любой вкус… Причин этому много.

Работая педагогом в детском саду, занимаясь с детками самого младшего возраста (от 2 лет), я часто слышу от мам такой вопрос: «Почему мой ребёнок не разговаривает, хотя я так много с ним занимаюсь?» Понятна, конечно, мамина озабоченность, ведь все мы желаем своим детям только добра. Первое, что хочется посоветовать в такой ситуации — перестать тревожиться. Ведь мама передаёт свои волнения ребёнку, желает она этого или нет. Второе — не терять надежду и продолжать заниматься. Каждый ребёнок — уникален, обладает своим темпом развития: у кого-то все навыки (не только речь, но и двигательная активность, мелкая моторика и др.) развиваются чуть быстрее, а у кого-то медленнее. Главное помнить, что дети учатся всему через игру. Игровая форма — самая лучшая для обучения малышей. И еще важно чувствовать своего ребёнка: готов ли он заниматься, не устал ли, может, хочет, есть или  спать… Я думаю, что чуткая мама всегда сможет правильно уловить настрой и готовность к занятиям своего малыша.

У нас в саду мы обязательно проводим с детьми пальчиковую гимнастику. Даже пока «неговорящие» ребята (2-2,5 лет) с удовольствием выполняют несложные упражнения. Например, такие: «Потерли ладошки, поднесли к щёчкам. Тёплые ли щечки?».

В детских книгах можно найти много простых стихотворений, которые легко показать с помощью пальчиков. Замечательно подходят и русские народные потешки. Например, «Сорока-белобока», «Идёт коза рогатая…», «Как у нашего кота…».

Любят малыши и занятия на звукоподражание: «Как гудит паровоз? У-у-у! Как едет машина? Би-би! Как стучит барабан? Бом-бом!». Знакомя малышей с разными видами транспорта, мы стараемся включать  зарядку как элемент двигательной активности. Например, показываем движение паровоза, работая сжатыми кулачками и продвигаясь вперёд под такие стихи:

«Загудел паровоз и вагончики повёз.

Ча-ча! Чу-чу! Я вагончики качу. Ту-ту!»

Двигаем ручками всё быстрее, ускоряем темп, а потом даём гудок: «У-у-у!» (правой рукой производим движение сверху вниз, как бы дергая за верёвку). А также игры с мягкими игрушками — животными и птицами: «Как мычит корова? Му-му! Как лает собака? Гав-гав! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу! Как кричит утка? Кря-кря!» и т.д.

Занимаясь звукоподражанием, помните, что есть сам объект и звуки, которые он издаёт. Нельзя, показывая машинку, говорить при этом: «Это бибика!». Правильно сказать: «Смотри, это машинка. Она едет и гудит так: «Би-би!». А это — собака. Она лает вот так: «Ав-ав! Гав-гав».

С ребятами постарше (3-4 лет) мы заучиваем короткие стишки и кроме пальчиковой гимнастики, занимаемся и артикуляционной гимнастикой. Например, выполняем комплекс упражнений «Наш весёлый язычок» (наш язычок смотрит в окошко; тикает, как часы; готовит блинчики; лижет мороженое; качается на качелях; показывает лягушку и хобот слона и др.).

Проводя эти занятия ежедневно, мы развиваем подвижность всего артикуляционного аппарата, а значит, и речевые навыки. Каждое утро дети здороваются, держась за руки, и желают «доброго утра» всему живому (это наш утренний круг). С помощью пальчиков показываем солнышко, цветы, деревья, животных (диких и домашних), птиц, рыб, всех, кто ползает и др. При этом дети перечисляет тех, кого они знают. Например: «Доброе утро деревьям! Березам, елям, соснам, липам (поднимаем ручки вверх, слегка покачиваемся, стоим на месте). Доброе утро диким животным! Волку, лисе, зайчику, белке, медведю (стараемся показать пальчиками зверей). Доброе утро рыбкам! (Соединяем ладони друг с другом, «виляем» ручками, приговаривая стихи: «Рыбка-малютка в море  живёт. Рыбка-малютка хвостиком бьёт»).

И малыши, и ребята постарше очень любят упражнения «Замок», «Лодочка и пароход», «Капуста» и др.

Важно, занимаясь пальчиковой гимнастикой, делать это постоянно, потому что для детей очень важна предсказуемость действий, системность. Стремление к определённому порядку, ритму — это привычное ощущение для ребёнка. И касается это не только внешнего порядка (игрушки должны стоять на своих местах, вещи лежать на полке и т.д.), но и внутреннего (убеждённость малыша в «устойчивости» мира в целом, комфортность жизни).

«Разговорить» детей помогают и развивающие занятия, в ходе которых мы используем различные материалы, как традиционные (мозаика, кубики, развивающие игры, рамки-вкладыши, кубики Никитина и др.), так, например, занятия с использованием Монтессори-материалов (сортировка бусинок, пересыпание разных круп, перекладывание с помощью ложки, работа с пинцетом, выкалывание иголочкой по контуру и др.).

Напоследок, хочется пожелать всем мамам: любите своих детей, верьте в них, чувствуйте их, говорите слова одобрения! И результат обязательно будет!