Развиваемся играючи

Архипова Наталья ВладимировнаМногие родители задаются  вопросом – что значит, раннее  развитие ребенка и когда начинать: с рождения или когда ребенок идет в школу? Одни считают, раннее развитие необходимо и начинают с младенческого возраста без разбора «пичкать» свое чадо любой информацией – математические вычисления, чтение, заучивание названий стран мира и т.д.  Другие, напротив, считают, что маленькие дети  должны есть, спать и играть. По их мнению, не нужно отнимать у ребенка детство, пусть растет «нормально».

Однако по данным психолого-педагогической науки именно ранний возраст (от 1 года до 3 лет) требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для  развития. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее.

Известно множество зарубежных и отечественных методик раннего развития ребенка (Н. Зайцева, Г. Домана, Б. Никитина, М. Монтессори).  У каждой из них свой подход к развитию детей, но в одном они схожи – чем раньше ребенок начинает впитывать новые знания, тем большие возможности открываются для него в дальнейшем.

Но как донести малышу новые знания интересно,  доступно, чтобы каждый ребенок смог себя проявить? Конечно через игру!

Игра —  универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка.  Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но к двум годам их всё чаще привлекают игры со сверстниками. Играя, ребенок получает не только удовольствие, он учится общаться  со сверстниками, имеет возможность выражать свои эмоции,  выбирать игрушки, средства игры, знакомится  с нормами, правилами жизни,  приобретает новые знания и навыки, познает окружающий мир, сохраняя при этом внутреннюю свободу.

В работе с детьми мы используем различные виды  игр – подвижные, пальчиковые, сенсорные, словесные, ролевые и др.

Игра приобретает обучающий характер и становится содержательной, если учить детей игровым действиям.

В данной статье мне хотелось бы остановиться на следующих  направлениях нашей работы:

1.Проведение игр-занятий с подгруппой детей, цель которых – расширение представлений об окружающем мире, развитие сенсорных способностей, формирование представлений о величине, цвете, фактуре предметов;

2.Развитие самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.

По расписанию в младшей группе д/с 4 раза в неделю проводятся занятия «Окружающий мир», кроме того предусмотрены развивающие занятия, на которых используются разнообразные современные методики раннего развития – блоки Дьенеша, палочки Киюзенера, кубики Б.П. Никитина, кубики Н. Зайцева, занятия по методике М. Монтессори и др.

В обучении малышей, главное для нас – организовать занятие так, чтобы для ребенка это было увлекательной игрой или любимой деятельностью.

Мы считаем, что в работе с детьми младшего возраста наиболее эффективно использование общей сюжетной линии занятия. Например, на занятии по теме: «Хлебные продукты» используем следующие задания – пальчиковая гимнастика «Пирог», «Пекарь»; разрезные картинки  (сложить картинки с изображением хлебобулочных изделий из частей);  дидактическое упражнение «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами попробовать кусочки разных хлебобулочных изделий  и угадать, что это); дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»   (разложить карточки в определенной последовательности и объяснить, как хлеб на стол попадает); игра «Магазин» (из набора игрового пособия «Продукты» выбрать хлебные продукты и «отвезти» их в соответствующий магазин).

Игровые задания и общий сюжет занятия делает процесс развития малышей более эффективным, повышает интерес и познавательную активность. Дети даже не подозревают, что осваивают новые способы исследования предметов.

В построении комплексов игр-занятий используем постепенное усложнение заданий в играх. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи.

Младшую  группу  д/с «Садко»  посещают  дети от 2 до 4 лет. Необходимым условием для развития детей данного возраста и организации их самостоятельной игровой деятельности является создание развивающей среды.  Поэтому, игровое пространство группы насыщено дидактическими игрушками, которые предназначены для развития мелкой моторики, приобретения сенсорных навыков и познания свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, цветом.

Комплектация среды  включает: пирамидки, вкладыши разного вида, наборы  геометрических форм, настольные игры-пособия в виде картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно? и др.); игры-мозаики и т.д.

Дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами имеют возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д.

Все эти игры развивают сообразительность, умение предвидеть результаты своего действия, содействуют расширению кругозора детей. Участие в игре доставляет детям много радости.

Набор игрушек и пособий мы периодически обновляем. Это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно использовать. Игрушки расположены в разных местах группы, чтобы дети,  играя и занимаясь,  не мешали друг другу. Такое распределение обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться в материале, приучает убирать игрушки на место.

Мы стремимся, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, содействовала решению задач нравственного воспитания, развитию  навыков общения.  Мы ставим детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Раннее развитие малыша – это, прежде всего, общение и взаимопонимание взрослого и ребенка. Это возможность посмотреть на малыша не просто как на человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Архипова Наталья Владимировна