Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…

Мананкова Анна ГеннадьевнаМного уже сказано о том, как влияет сказка на формирование личности ребенка. Трудно добавить, что-то новое, но всё — таки хочется ещё раз обратить пристальное внимание родителей и воспитателей на это простое и эффективное средство воспитания.

Сказка – это первое учебное пособие малыша. Сказка помогает ребенку выстраивать взаимоотношения, переносить их в реальную жизнь.

Сказка увлекает малыша, она понятна ему, интересна. В ней нет четких указаний: слушайся родителей, делись с друзьями, что порой вызывает обратную реакцию. Но в ней заложен смысл, который дети бессознательно воспринимают, каждый раз, когда слушают и читают сказки.

В сказке ребенок встречается с понятиями добра и зла. Дружба помогает победить зло (Зимовье); зло наказуемо (Лисичка со скалочкой); добро побеждает (Заюшкина избушка).

У настоящей сказки обязательно должен быть хороший конец. Для ребенка это является важным моментом – он верит в победу добра и чувствует себя защищенным. Он уверен, что все трудности, которые выпали на долю героям, сделают их лучше. И чтобы не происходило, все закончится хорошо.

В сказках всегда показана высшая справедливость: те, кто делали плохо, обязательно получают по заслугам; а тот, кто достойно перенес все испытания – будет вознагражден.

«Страх и трусость высмеиваются, трудолюбие вознаграждается, мудрость – восхваляется, забота о ближних – поощряется».

Ребенок старается подражать главным героям. В сказках это, как правило, положительный персонаж. Он добрый, смелый, красивый, честный. Для девочек – красная девица, для мальчиков – добрый молодец.

Такой идеал зарождает в душе ребенка желания быть похожим на своего любимого героя во всем, в поступках, в отношении к делу, в общении со своими близкими. Положительный пример, приобретенный в детстве, во многом определит его, как личность.

Кроме того, воспитание в ребенке добрых чувств и дел создают условия для успешной социализации. Закладывает в нем развитие навыков поведения; помогает строить межличностные отношения.

Когда ребенок попадает в этот большой мир, ему нужно  адаптироваться к разным условиям. Любое окружение требует выполнение определенных норм поведения. Сегодня он в семье с мамой, а завтра предстоит первое знакомство с детским садом.

В нашей работе мы активно используем сказку.

Занятия в ясельной группе обязательно включает в себя показ сказки.

Детям постарше нравятся русские – народные сказки. Они с удовольствием слушают, когда им читают. Любят рассматривать иллюстрации. На занятиях по театрализованной игре они уже сами пробуют себя, как артисты, показывая, знакомые сказки. Примеряя на себя роль героев, им становятся понятнее их чувства, переживания. Они учатся взаимодействовать друг с другом.

С детьми старшего дошкольного возрасты мы ставим  на праздники более серьёзные сказки «Снежная королева», «Морозко». Огромную радость доставляет детям, когда они принимают на себя образы героев сказки. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы. Они сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом. В силу того, что в этом возрасте развито образное мышление спектакль, поставленный по сказке, поможет ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.

В заключение хочу  привести пример для сравнения: русской – народной сказки «Маша и медведь» и её современной интерпретации, которую так любят сегодняшние дети. Главная героиня Маша в оригинальной версии – добрая, находчивая девочка, которая понимает, что дома её ждут и переживают. Поэтому ей важно, что- то предпринять и попасть домой. Ей присущи такие качества, как смелость, находчивость, целеустремленность, забота о близких. У современной Маши образ непоседливой девочки. У моих знакомых девочка лет 3 смотрит этот мультик. Её мама говорит ребенку: «Какая Маша Хулиганка!». Девочка качает головой и радостно отвечает: я тоже хулиганка! Ребенок воспринял образ главного героя на себя, не понимая, что это не хорошо, что такое поведение не норма. Дорогие родители и воспитатели, необходимо понимать, что и для чего мы показываем своим детям. Какие цели ставим. Кого хотим видеть в будущем: человеков  — пауков, Джеков-воробьев или русских богатырей. Куколок Барби, Винкс или Василис премудрых и Елен Прекрасных!?