Страницы истории. Януш Корчак

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Есть прекрасная книга Януша Корчака «Как любить ребенка». Мы знаем Януша Корчака как педагога-гуманиста, врача-клинициста и писателя. В его книге нет готовых советов для молодых мам, которыми буквально напичкана современная литература о детях. Януш Корчак со своим огромным опытом детского врача и педагога, пытается пробудить в молодой маме внутренний инстинкт, интуицию материнского сердца.

Из-за книг с их готовыми формулами «притупилось зрение и обленилась мысль». Живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, люди настолько утратили веру в себя, что не хотят смотреть своими глазами. Печатное слово – это результат чьих-то наблюдений, не ваших…

Давайте посмотрим на мир глазами ребенка… Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из ручки выскальзывает стакан. Сложно достать дверную ручку, что-либо снять или повесить, потому что высоко.

Все растущее вызывает тревогу. Мы хотим предугадать, оградить, тревожно ожидая того, что будет и, усиливая пренебрежение к тому, что есть. Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим  и обучаем. Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить. Может быть, поэтому ребенок так ценит ничего не стоящие пустячки, которые у нас у взрослых вызывают удивление, разный хлам – единственная по-настоящему собственность и богатство – шнурок, коробок, бусинки, камушек.

Взамен за блага, полученные от нас взрослых,  ребенок должен уступать, заслуживать чего-либо хорошим поведением. Несерьезными кажутся ребячьи сомнения и протесты. Взрослый не доверяет ребенку. Взамен того, что мы даем ему добровольно, он обязан стараться и вознаграждать, обязан понимать, соглашаться и уметь отказываться; и прежде всего – испытывать благодарность. И обязанности и требования с годами растут. С годами расстояние между тем, что хочет взрослый и к чему стремится ребенок, увеличивается. Реже родители – советчики, утешители, чаще – суровые судьи.

Мы, взрослые скрываем свои недостатки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства. Где наши лежебоки и легкомысленные лакомки-гурманы, лентяи, авантюристы? Мы, взрослые требуем уважать старших, не рассуждая.

Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!

Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания. Так же как и мы – он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Верит и сомневается.

Ребенок – «иностранец», он не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Ему необходим «гид», который вежливо ответит на вопросы.

Уважайте его незнание!

Уважайте труд познания!

Уважайте неудачи и слезы!

Не только порванный носок и поцарапанное колено, но и разбитый стакан.

Ребенок: «Когда папа прольет чай, мамочка говорит: «Ничего», а мне всегда попадает».

Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребенка вызывают шутливые замечания.

Взрослый: «Ревет, нюни распустил».

Слезы упрямства и каприза – это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, проявление плохого самочувствия.

Уважайте текущий час и сегодняшний день!

Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не спешить и не гнать.

Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это он делает с любовью.

Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими!

Уважайте чистое, ясное, непорочное, святое детство!

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского сада «Садко»