Упражнения практической жизни как фундамент обучения

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

Ткаченко Елена Владимировна, директор детского центра-сада «Садко», детский нейропсихолог

В научной литературе описана взаимосвязь процесса формирования движений с успешностью в учебе или с возникновением учебных затруднений. Недоразвитие «нижних этажей» мозга может мешать функционированию высших корковых отделов. Это значит, что дети, которые с трудом осваивают навыки самообслуживания, чаще испытывают учебные затруднения в школе. Будущие проблемы с чтением и письмом в школе могут быть предсказаны путем наблюдения за тем, как ребенок ест или прыгает на одной ножке.

Концепция, которая сначала завладела умами физиологов, а потом и педагогов, началась с собаки. Словосочетание «собака Павлова» сейчас прекрасно известна всем без исключения людям. В процессе экспериментов ученым-физиологам удалось обогатить жизненный опыт собак, которые были абсолютно равнодушны к процессу обучения и дремали. Значит, и детям, сидящим за партами, можно привить необходимые знания независимо от их воли, активности и желания. Дело только в количестве повторений и упорстве учителя.

Однако, один из современников И.П.Павлова – физиолог Н.А.Бернштейн написал о том, что перенесение условного рефлекса в педагогику является «результатом недомыслия». Н.А.Бернштейн пишет, что наш мозг при создании внутренних связей оперирует миллисекундами, на создание условного рефлекса требуются месяцы. Если бы животные обучались в природе, таким образом, у них не было бы шанса на выживание.

Н.А.Бернштейн выделил уровни управления движениями:

  • Уровень  А («мозг рыбы») – становится достаточно зрелым со второго полугодия жизни ребенка.
  • Уровень  В («мозг лягушки») – приобретает зрелость на втором году жизни. Важный этап развития этого уровня – овладение ходьбой.
  • Уровень  С («мозг птицы») – разделяется на два подуровня С1 и С2.
  • Подуровень С1 начинает созревать в возрасте от 3 до 7 лет. В этот период налаживаются связи между всеми имеющимися уровнями. Ребенок может быть неутомим в игре, но он быстро устает, если вынужден долго заниматься работой, требующей высокой точности движений.
  • Подуровень С2 развивается в возрасте от 7 до 10 лет. В этот период движения становятся быстрыми и точными. Эти изменения отражаются на почерке ребенка. Сначала буквы были слишком крупными, а нажим неровным, постепенно буквы начинают приближаться к «взрослому» размеру, и ребенок учится регулировать нажим.
  • Уровень D («мозг млекопитающих») – На 3-м году жизни начинает созревать уровень предметных действий. Ребенок сначала манипулирует с предметами, затем осваивает навыки самообслуживания. В этом возрасте ребенок начинает осваивать действия, которые недоступны высшим обезьянам. Этот уровень продолжает созревать на протяжении всего детства.
  • Уровень Е («мозг человека») – вступает в силу, начиная, со второго десятилетия жизни человека и продолжает дозревать еще очень долго.

Мозг ребенка должен пройти данные стадии развития, если этого не происходит, то дальнейшее развитие происходит медленнее или вообще не происходит.  Нет смысла рано начинать учить читать и писать, упуская важный сенситивный период развития навыков самообслуживания. Мозг пластичен и может развиваться в ответ на правильную информацию, поступающую извне. Поэтому наличие подготовленной среды создают предпосылки для созревания структур мозга.

Как правило, у детей имеющих нарушения речи, поведения, есть проблемы с координацией движений. Эти нарушения в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование навыков самообслуживания (одевание, пользование столовыми приборами во время еды и т.д.), в дальнейшем на формирование учебных навыков. Данные нарушения могут оказывать негативное влияние на внимание, развитие языковых навыков, навыков социализации.

Все существующие в настоящее время подходы к организации помощи детям, можно отнести к одному из двух направлений:

  1. Занятия, целью которых является стимуляция определенных структур мозга.
  2. Занятия, ориентированные на развитие функциональных навыков, необходимых для жизни.

В данный момент нет однозначного мнения о том, какое из направлений наиболее эффективно. Первое направление работает с помощью коррекционных программ под руководством психолога, психоневролога, логопеда.

Второе направление работает с помощью Упражнений Практической Жизни. В нашем случае под руководством воспитателей нашего детского сада «Садко».

Задача каждого родителя максимально помочь своему ребенку развить навыки для повседневной жизни, чтобы ребенок мог успешно жить и учиться.